Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Проект

Дата: 10 октября 2018 в 14:53, Обновлено 29 октября 2018 в 11:44

Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования  Гомельского облисполкома

 Отдел образования, спорта и туризма Ветковского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад № 3 г.Ветки »

Инновационный проект

«Внедрение модели формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста  на православных традициях и ценностях белорусского народа»

Сроки реализации: 2016 – 2019

Руководитель  проекта

Консультанты

Радкевич Людмила Борисовна

Заведующий

ГУО «Ясли-сад № 3 г. Ветки»

Тел:. р.8 (02330) 2 17 43;

Моб. V 8 044 7366988

ул. Батракова, д. 47

247131 г.Ветка

е-mail:tatyan78@mai.ru        

Кадол Федор Владимирович,

заведующий кафедрой педагогики УО «ГГУ им. Ф. Скорины», доктор педагогических наук, профессор.

Финькевич Людмила Владимировна,

УО «БГПУ им. М.Танка», кандидат психологических наук, доцент.

Бройко Александр Васильевич,

Директор Центра православного просвещения преп. Евфросинии Полоцкой

Оглавление

  1. Общие сведения  об инновационном проекте.
  2. Цель изадачи  инновационного проекта, прогнозируемый результат.
  3. Участники инновационного проекта.
  4. Модель.
  5. Актуальность  инновационного проекта.
  6. Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта.
  7. Описание научных теорий и разработок, на основе которых создается инновационный проект.
  8. Формы организации инновационного проекта и направления его реализации.
  9. Описание программы, сроков проведения инновационной деятельности.  
  10. Календарный план инновационной деятельности на текущий учебный год.
  11. Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности.
  12. Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется внедрение модели формирования духовно-нравственной культуры. 
  13. Кадровое обеспечение. 
  14. Учебно-нормативное и учебно-методическое обеспечение.
  15. Материально-техническое обеспечение. 
  16. Финансово-экономическое обеспечение.

  1. Общие сведения об инновационном проекте

Инновационный проект «Внедрение модели формирования  личностной и социальной идентичности детей дошкольного  и  школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа».

Сроки реализации проекта:  2016 – 2019

Научные консультанты:

Наумчик Виктор Николаевич – профессор кафедры общей и профессиональной педагогики учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», доктор педагогических наук, профессор;

Кадол Федор Владимирович – заведующий кафедрой педагогики государственного учреждения образования «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины», доктор педагогических наук, профессор;

Финькевич Людмила Владимировна – доцент кафедры общей и детской психологии государственного учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;

Бройко Александр Васильевич – директор общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой».

Автор проекта:

Радкевич Людмила Борисовна; домашний адрес: 247131 г.Ветка, ул. Заслонова, д.42,    тел. 8(02330) 2 12 67; V 8 044 7366988

тел. рабочий - 8 (02330) 2 17 43.

База реализации проекта:

Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3 г. Ветки»

Адрес:247131 г.Ветка, ул. Батракова, 47

Тел:. 8 (02330) 2 17 43;

ул. Батракова, д. 47

е-mail:tatyan78@mai.ru, WetkaSkazka@mai.ru

  1. Цель и задачи инновационного проекта, прогнозируемый результат

Цель: 

Формирование личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа.

Задачи:

  1. Определить оптимальные варианты и параметры взаимодействия дошкольного учреждения и организаций (органов государственного управления и управления образования, учреждений образования, семьи, структур Белорусской Православной Церкви, общественности) в формировании личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа, что выступит фактором гармоничного развития личности, сохранения и укрепления её психологического здоровья и профилактики отклонений в формировании (нарушений поведения, моральных девиаций);
  2. Сформировать социально-значимые, нравственные мотивы поведения, эмоциональную стабильность, ответственность и самостоятельность; сформировать способность к сочувствию, милосердию, сорадости, любви.
  3. Содействовать целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста, формированию личностной и социальной идентичности воспитанников  посредством приобщения его к православным традициям и ценностям белорусского народа.
  4. Создать  атмосферу общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга (семья – учреждение дошкольного образования)  через сохранение духовного здоровья семьи,  возрождение традиций семейного воспитания и уклада семьи.
  5. Совершенствовать   предметно – информационную среду,  способствующую   самостоятельности, творческомусамовыражению и  духовно-нравственному становлению воспитанников.
  6. Повысить    профессиональную    компетентность     воспитателей дошкольного образования и педагогической  культуры  родителей посредством  включения в структуру  деятельности учреждения дошкольного образования  методов и инструментов научных исследований, ориентированных на аналитическое, информационное и диагностическое обеспечение  вопросов  формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа
  7. Обеспечить распространение инновационного опыта педагогическихработниковчерез различные формы методической работы учреждения дошкольного образования,  города

Реализация инновационного проекта  позволит:

  • создать систему воспитательной работы учреждения образования по формированию личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа;
  • сохранить  имидж учреждения дошкольного образования как учреждения реализующего  единые для всех базисные  приоритеты с опорой на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста;
  • обогатить духовный мир ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие и создать внутренние предпосылки для дальнейшего  личностного развития;
  • создать    систему    комплексного взаимодействия с   семьями воспитанников   с учетом индивидуальных потребностей, социального заказа;
  • совершенствовать компетентность педагогических кадров  учреждения дошкольного образования, повысить качество педагогического труда
  •  разработать  научно-методическое обеспечение процесса формирования  личностной и социальной идентичности  детей дошкольного возраста, включающее методику реализации педагогических задач.

Воспитанники:

  • обогащение духовного мира личности воспитанников ценностями православной культуры, составляющими основу семейных, гражданско-патриотических традиций белорусского народа;
  • уменьшение количества негативных проявлений в поведении детей, повышение у детей положительной нравственной устремленности в поведении и деятельности;
  • умение детей правильно понимать эмоциональное состояние людей, оценивать их поступки, мысли, чувства, активно выражать готовность в помощи;
  • сформированностьадекватного устойчивого эмоционального реагирования ребенка на внешние факторы; снижение эмоциональных нарушений.

Педагогические кадры:

  •  формирование способностей генерировать новые идеи, самостоятельно решать проблемы через реализацию творческих идей на практике;
  • приведение в единую интегративную систему научно-методическую и предметно-развивающую  базу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
  • достижение   высокого   уровня профессиональнойпедагогической деятельности, основанной на связи с наукой, постоянном совершенствовании и высоких этических нормах;
  • усиление ориентации  педагогических кадров на запросы и оценки родителей  учреждения дошкольного образования;
  • трансляция педагогического опыта работы  среди педагогов района

Родители воспитанников:

  •  достижение оптимального уровня взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.
  • формирование  адекватной оценочной  деятельности родителей, направленной на анализ как собственного поведения, так и  поступков  ребенка;
  • приобретение    навыков  самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения  с  ребенком;
  • родители имеют возможность  дистанционно получить информацию у воспитателя дошкольного образования; вовлечены в общую систему работы с ребенком и общаются с другими родителями.

  1. Участники инновационного проекта:

Воспитанники

Родители воспитанников

Педагогические работники учреждения дошкольного образования

Социальные партнеры

5. Актуальность инновационного проекта

Актуальность проекта определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.  Проект предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому институту воспитания ребёнка.

Проект даст возможность реализовать модель формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа на основе программ Духовно-нравственного воспитания дошкольников и школьников на православных традициях белорусского народа в учреждениях образования – инновационных площадках, которые выполнят функцию ресурсных центров.

Реализация инновационного проекта, использование в воспитательном процессе потенциала духовно-нравственных традиций отечественного образования, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  детей и взрослых, повысит компетентность педагогов,  родителей.

Предполагается расширение возможностей цивилизованного воспитательного влияния на ребёнка, обеспечивающее формирование поло-ролевой структуры его личности, позитивной и адекватной православным ценностям и культуре белорусского народа,  личностной и социальной идентичности.

6.Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Общемировой кризис, переживаемый в настоящее время, вырабатывает новый тип экономики, которая базируется на знаниях и информационных технологиях. Социальные сдвиги в современном постиндустриальном или информационном обществе создают ситуацию ценностной неопределенности в современной культуре, размытости нравственных норм, вероучительного хаоса, стирания границ между добром и злом, отрицания всяких различий: национальных, культурных, религиозных, гендерных.

Нормой становится отсутствие всякой нормы, что является педагогической трагедией. Отсутствие в обществе четкого «понятия нормы создают значимые проблемы для растущего человека, начиная с трудностей личностной и моральной самоидентификации» и заканчивая множественностью девиаций, – отмечает профессор А.С. Лаптенок .

В условиях агрессивной пропаганды и навязывания нам чуждых ценностей – культа наживы, разрушения семейных ценностей, вседозволенности – восточнославянские народы поставлены в современном мире перед выбором: отстаивать свою духовно-нравственную и культурную идентичность или превратиться в безликую и безвольную толпу потребителей массовой «культуры».

«Бездуховность, - отмечает профессор А.И. Осипов, - представляет собой стратегическую угрозу, опасность для нашего народа и государства… В нынешних условиях необходимо опираться на отечественные культурно-исторические и религиозные традиции и ценности». 

Кризис личностной и социальной идентичности человека как массовое явление современного общества возникает как следствие разрушения привычного социокультурного окружения, воспринимаемого людьми как естественного, когда человек не понимает процессов, происходящих вокруг него и не может определить свое место в мире.

Очевидно, что механизмы традиционного формирования  личностной и социальной идентичности стали давать сбой. Все большее число людей начинают испытывать затруднения процесса самоидентификации, усиливающиеся в настоящее время. Это обусловлено определенной девальвацией духовного содержания самого процесса социализации личности, в рамках которого отношение человека к высшим ценностям своего бытия оказалось в значительной степени подмененным конъюнктурными ценностными ориентациями текущего характера. В современном социуме человек всё яснее осознаёт, что полнота жизни во многом зависит от эффективности личности.

Идентичность формируется в условиях определенной социальной и культурной среды, окружающей личность, что является необходимым условием ее. Человек четко отождествляет себя с определенной «своей» группой, и определяет себя через принадлежность к ней. Ученик должен иметь четкое представление об окружающей действительности, чтобы найти свое место в ней. «В обществе, социальный уклад жизни которого основана на традиционных культурно-исторических и религиозно-нравственных ценностях, самоидентификация не вызывала особых затруднений».

Самоидентификация как соотнесение себя с конкретным образом человека и социальной группой и презентация себя другим являются важнейшими условиями социализации личности, путь к жизненным перспективам, базирующийся на целях, ценностях и идеалах индивидуума.  Негативная или позитивная самоидентификация кардинальным образом влияет на все поведение человека и его социализацию.

Природа устойчивости личности коренится в ее духовном самоопределении, ее духовно-нравственной идентичности. Иначе говоря, устойчивость как предикат целостной личности формируется в рамках духовной социализации.

Специфика социальной адаптации в современных условиях и характер духовно-нравственной сомоидентифицации личности в современном обществе показывают, что на первый план все чаще выходит именно личностный аспект. Но этот личностный аспект свидетельствует о том, что личность часто оказывается не в состоянии по достоинству оценить и тем более творчески развить духовное наследство, которое ей достается. В условиях системного кризиса общества молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно логикой истории призвано продолжать своё «развитие» на базе унаследованных материальных и духовных ценностей. Это поколение также вынуждено, находясь в стадии социальной адаптации, участвовать в выработке новых (современных) духовных ценностей.

Министерством образования совместно с Академией последипломного образования подготовлены методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной Церковью, в рекомендациях определены основные направления работы по православному просвещению подрастающего поколения и требования к ее организации.

На основании вышеизложенного приобретает особую актуальность проблема выявления необходимых условий успешного формирования личностной и социальной идентичности воспитанников  и соблюдения их в образовательно-воспитательной деятельности субъектов социализации детей дошкольного возраста (детский сад, школа, семья, общественные организации и др.). Ведущая роль принадлежит в данном аспекте системе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, основанного на ценностях отечественной культуры и ее культурно-историческом фундаменте.

Формирование личностной и социальной идентичности рассматривается обязательным требованием к личностным достижениям развития ребенка, в качестве критериев сформированности которых выступают следующие качества:

  • становление соответствующих возрастному этапу компонентов личностной и социальной идентичности;
  • позитивноесамоотношение и самооценка, высокий уровень притязаний личности;
  • любовь к своему народу, своему краю, своей Родине;
  • институционализация (присвоение ценностей семьи, труда, гуманизма и осознание их как приоритетных в иерархии ценностно-смыслового конструкта собственной личности;
  • интеллектуальная и социальная активность личности, направленность на созидание в социальных отношениях;
  • обязательность и ответственность, саморегуляция поведения, основанные на высоком уровне нравственного сознания и эмоционально-волевого развития личности;
  • коммуникативная компетентность личности, умение предупреждать конфликты и использовать миролюбивые формы их разрешения;
  • осознанный выбор  здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Развитие этих качеств определяют: принятие ребенком предложенных педагогом нравственных установок и национальных ценностей как регуляторов его поведения в обществе;наличие возможности для социальной практики, позволяющей ребенку  «примерить» предложенные обществом моральные нормы, чтобы перевести их в нормы «абсолютной морали».

Понятие «абсолютной морали» предполагает принятие человеком добровольно присвоенных моральных норм как внутренних обязательств, регламентирующих его поведение. Уверенность в положительных результатах работы по данному направлению исходит из того, что  воспитание в различные периоды своей истории достигало высоких результатов в формировании духовности и нравственности тогда, когда оно опиралось на традиционную духовную и православную культуру. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения Беларуси, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования

7.Описание научных теорий и разработок, на основании которых создан инновационный проект

Способность человека к обретению им собственной идентичности, самоидентификации (от лат. identificus – тождественный, одинаковый), является одной из существенных ключевых элементов личности человека.

Э. Эриксон (1902–1994) был одним из первых, кто стал изучать в середине прошлого века проблему идентификации. Согласно Э. Эриксону, постепенная интеграция всех социально значимых моделей поведения, привычек, черт характера, занятий идеалов, гендерных и др. идентификаций создает чувство идентичности, которая формируется в период ранней взрослости, когда становятся доступными множество социальных ролей. Э. Эриксон рассматривает идентичность как основу целостности личности, обеспечивающую непрерывность личности во времени и определяющую способность справляться с внутренними конфликтами [11, С. 74].

Уже исследования Э. Эриксона и его последователей показали, что проблема идентичности выходит за рамки психологии. В современной науке эта проблема изучается не только психологами, но педагогами, философами, социологами, культурологами.

Идентичность человека в социологическом понимании – это устойчивое отождествление себя с определенными социальными группами, принятие их целей и системы ценностей, осознание себя членом этих групп, которые воспринимаются как «свои», по отношению к которым он в наибольшей степени способен почувствовать и сказать «мы» (гендер, семья, религия, этнос, профессия и т.п.).

Идентичность в психологическом и философском плане – это процесс самопостижения, осознания себя личностью, формирование персональной идентичности, своего «Я».  Это «чувство самотождественности, собственной истинности, сопричастности миру и другим людям; чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития».

Так В. Хёсле отмечает различие реальной (эмпирической) и формальной (логической) идентичности. Логическая идентичность является условием мыслимости любого объекта, т.е. выполнения логического принципа тождества мыслимого объекта самому себе (А=А). Реальная же идентичность – это тождество себе эмпирического объекта во времени, которое, согласно В. Хёсле, определяется конкретной, свойственной данному объекту способностью противостоять, сопротивляться меняющей силе времени. В. Хёсле показывает, что эти оба значения связаны в человеке, который мыслит о себе самом и таким способом включает понятие о себе в осуществление своей реальной идентичности, что требует соотнесения понятия о себе с собой реальным.

 Педагога-практика волнует вопрос о содержании идентичности как способности сохранения личности во времени, о том, как происходит процесс ее формирования, что следует сохранять человеку. Практически под самоидентификацией мы будем понимать процесс формирования человеком представления о себе самом как о самотождественной, цельной и уникальной личности, сформировавшейся в определенной социо-культурной среде.

Идентичность формируется в условиях определенной социальной и культурной среды, окружающей личность, что является необходимым условием самоидентификации человека, который интериоризирует ценности и нормы  определенной социокультурной общности. Человек четко отождествляет себя с определенной «своей» группой, и определяет себя через принадлежность к ней. Ученик должен иметь четкое представление об окружающей действительности, чтобы найти свое место в ней. В обществе, социальный уклад жизни которого основан на традиционных культурно-исторических и религиозно-нравственных ценностях, самоидентификация не вызывает особых затруднений.

 Идентичность начинает формироваться у человека в раннем детстве на основе синтеза фрагментарных переживаний реальности собственного тела и его собственного образа, который отличается от него самого. Это, прежде всего, образ в зеркале, который ребенок начинает узнавать достаточно рано, причем в данном случае имеет место двойное отличение – от реальности, образ которой воспроизводится, и от образа, который через синтез воспринимается в качестве воспроизведения реальности, т.е. чего-то отличного от образа (не-реальности). Следует отметить, что возникающий у человека образ – это символ, и этот символизм является результатом рефлексии, свойственной человеку. Причем, самоидентификация становится возможной при условии, что человек осознает не только внешнее отличие от других, но и отличие в культурно-информационном отношении.

Личностная и социальная идентичность – это принятие личностью, освоение и присвоение культурных норм и ценностей. Данный комплекс действий осуществляется изначально в процессе сознательного прогнозирования адаптационной среды и изменения (от этих результатов) своей адаптивной деятельности, умения находить новые адаптационные стратегии, ведущие к гармонизации внешнего и внутреннего приспособления к соответствующей ролевой идентичности личности в обществе. Высшей фазой духовно-нравственной социализации личности является социальное творчество – процесс креативного развития и использования культурных норм и ценностей, накопленных и сохраненных духовным опытом прошлых поколений. В этой связи справедливо следующее суждение И.А. Ильина: «Судьба каждого отдельного человека, целых поколений и национальных культур зависит от того, живут ли люди духовным опытом, умеют ли они его ценить, развивать и творчески пользоваться источниками его… Весь современный духовный кризис, переживаемый человечеством, объясняется тем, что человечество в течение вот уже нескольких поколений пренебрегало источниками этого опыта и отвыкло, отучилось пользоваться ими…».

Для формирования некоего общего философского понимания духовности за рамками строгих трактовок в конкретных религиозных традициях в настоящее время наиболее перспективными, на наш взгляд, являются суждения А.Ф. Лосева, Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, связывающих понимание духовности с ценностным измерением сознания человека. Можно заметить, пишет Буева, что сфера деятельности человека, даже рутинной, не лишена ценностного содержания. Духовное пространство, как и духовная культура, всегда включают в свое построение вертикаль, разделяющую возвышенное (священное, сакральное) и земное, а еще ниже – низменное. Введение понятия «духовность» необходимо для определения не утилитарно-прагматического, а высших ценностей, мотивирующих внутреннюю жизнь человека и его деятельность 

Примерно в таком же аспекте определяет духовность В.А.Лекторский: «Общим как для религиозного, так и для светского сознания является понимание духовности, которое связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и смысло-жизненные ориентиры личности, укоренены в системе надындивидуальных ценностей». По Г.С. Батищеву, духовный человек – это объект-личность, «своеобразная инстанция», «духовный судия», способный взвешивать и иерархизировать все большие и малые альтернативы и делать сознательный выбор независимо от высшего влияния.  

Это возможно потому, что внутри себя человек выстроил и соблюдает иерархию смыслов, вплоть до абсолютных ценностей, когда более высокое чтится как таковое и не допускается перестановка высокого и низкого. Такое ценностное, иерархически связанное построение не дано человеку априори. Оно является результатом сложной и напряженной работы человека над собой. Прежде всего, оно складывается в его сознании в процессе осмысления конкретных фундаментальных проблем человеческого бытия, так называемых «вечных вопросов» типа: создана кем-либо или существует вечно Вселенная; как произошел человек, каковы его сущность и природа; в чем его предназначение; смертен он или бессмертен? С этой «вечной проблемой», замечает выдающийся русский философ А.Ф. Лосев, связано истинное достоинство человека, его способность выйти из состояния «общественного животного».

Ценностные ориентации личности не могут мыслиться вне культурного контекста, которым в конечном итоге они и определяются. Здесь категория ценности употребляется применительно к надындивидуальному образованию – духовной культуре, где ценности выступают в качестве важнейших компонентов, создающих ее единство, целостность и иерархию. Для наделения набора просто «хороших» слов (добро, истина, семья, природа и т.д.) качеством набора ценностей необходимо наличие над всеми этими словами мировоззренческого определенного принципа их взаимного соотношения и оценивания.

В отечественном обществознании стало признанным суждение (М.К. Мамардашвили, В.С. Степина и др.), что в основании духовной культуры независимо от ее исторического типа лежит определенное мировоззрение, интегрирующее содержание всех ее форм. Основными формами мировоззренческого сознания являются – религия и философия. На протяжении многих столетий становления культуры функцию ее духовного основания во многом выполняла религия. Ею задавалась иерархически выстроенная картина мира, где содержались предельно обобщенные представления о божестве, природе и человеке. Религиозные образы мира были той основой, из которой вырастала устойчивая система ценностей, цементируемая представлениями о сверхценности, определяющими лицо той или иной культуры, образ жизни, ментальность народа и ценностные ориентации индивидов. Мировоззрение личности составляет глубинный слой духовно-душевной жизни человека. Оно локализируется в той сфере сознания, где человек осмысливает фундаментальные проблемы бытия, ранжируя их в виде ценностно-смысловой вертикали. Личностное мировоззрение есть результат напряженной внутренней работы самого человека. Оно пронизано нашей волей, нашими переживаниями «вечных проблем», потому что их трудное решение сопровождается часто тяжелыми душевными трудами, усилиями и даже страданиями человека. И хотя личностное мировоззрение соотносимо с существующими в культуре мировоззрениями, картинами мира, более того, на их основе человек и включается в систему ценностей и смыслов соответствующей культуры, – оно всегда уникально, неповторимо. Каждый человек вносит в эти общие фундаментальные вопросы свой личностный смысл в соответствии со своим жизненным опытом.

Таким образом, картина мира представляет когнитивный, интеллектуальный аспект мировоззрения, а система морали – эмоционально-оценочный и деятельностный. Система морали фактически является частью мировоззрения определенного типа, его практическим компонентом и способом утверждения в действительности. Мировоззрение без системы морали – абстракция, как и система морали без мировоззренческого основания.

8. Формы организации инновационного проекта и направления его реализации

Основные направления реализации проекта.

Работа с воспитанниками

Работа с педагогическими кадрами

Работа с родителями

Развитие знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами проекта

Разработка стратегии и тактики, овладение методологией, теорией и практикой, создание учебно-воспитательных комплексов, обеспечивающих реализацию проекта

Ознакомление родителей с содержанием инновационного проекта и привлечение  родительской общественности к совместной работе по его реализации

Специально-организованная деятельность

Деятельность методического объединения и творческих групп

Родительские собрания, конференции, форумы

Кружковые  занятия

Работа по самообразованию в рамках реализации инновационного проекта

Постоянно действующие клубы для родителей: «Я-ПАПА!», «Мамина академия» и др.

Экскурсии 

Обучение на целевых  курсах повышения квалификации при АПО и ГОИРО

Участие родителей в мероприятиях проекта (изучение ист. своего рода и т.д.)

Психолого-педагогическое сопровождение реализации проекта

Взаимодействие с государственными организациями, детскими объединениями, другими заинтересованными институтами, принимающими участие в воспитании детей

Сотрудничество с церковным приходом и священнослужителями, изучение семейных традиций

Взаимодействие  со СМИ

ПРОГРАММА

инновационной деятельности «Внедрение модели формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа»

2016 – 2019 гг.

Цель инновационного проекта:

 Формированиеличностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа.

Задачи:

  1. Определить оптимальные варианты и параметры взаимодействия дошкольного учреждения и организаций (органов государственного управления и управления образования, учреждений образования, семьи, структур Белорусской Православной Церкви, общественности) в формировании личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа, что выступит фактором гармоничного развития личности, сохранения и укрепления её психологического здоровья и профилактики отклонений в формировании (нарушений поведения, моральных девиаций);
  2. Сформировать социально-значимые, нравственные мотивы поведения, эмоциональную стабильность, ответственность и самостоятельность; сформировать способность к сочувствию, милосердию, сорадости, любви.
  3. Содействовать целостному духовно-нравственномуразвитию личности ребенка дошкольного возраста, формированию личностной и социальной идентичности воспитанников  посредством приобщения его к православным традициям и ценностям белорусского народа.
  4. Создать  атмосферу общности интересов, эмоциональной заимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга (семья – учреждение дошкольного образования)  через сохранение духовного здоровья семьи,  возрождение традиций семейного воспитания и уклада семьи.
  5. Совершенствовать   предметно – информационную среду, способствующую   самостоятельности, творческомусамовыражению,  духовно-нравственному становлению воспитанников, реализации и развитию творческой           инициативы воспитателей дошкольного  образования, социальных партнёров.
  6. Повысить    профессиональную    компетентность     воспитателей дошкольного образования и педагогической  культуры  родителей посредством  включения в структуру  деятельности учреждения дошкольного образования  методов и инструментов научных исследований, ориентированных на аналитическое, информационное и диагностическое обеспечение  вопросов  формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа
  7. Обеспечить распространение инновационного опыта педагогических работниковчерез различные формы методической работы учреждения дошкольного образования,  города.

Пути реализации проекта:

  • теоретическая подготовка участников проекта;
  • совершенствование методов изучения личности воспитанника и воспитателя дошкольного образования (систематическое наблюдение, беседы, анкетирование, диагностирование);
  • обучение воспитателей и специалистов методам и средствам формирования личностной и социальной идентичности воспитанников  посредством приобщения его к православным традициям и ценностям белорусского народа
  • подготовка рекомендаций по внедрению модели формирования личностной и социальной идентичности воспитанников

Принципы  реализации основных задач проекта:

  • Светский характер образования как соответствие действующему  законодательству Республики Беларусь..
  • Основной принцип духовно-нравственного воспитания – построение жизни на основе нравственного совершенствования ("Уклонись от зла и сотвори благо");
  • Принцип культуросообразности -  воспитание  строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, особенностями, присущими традициям нашего региона;
  • Принцип природосообразности -  воспитание  основывается на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития воспитанника сообразно его психолого-педагогическим особенностям;
  • Принцип гуманизациизаключается в коренном изменении характера взаимодействия и общения воспитателей и детей, предполагающий ориентацию воспитателей на нравственное восхождение;
  • Принцип социального партнерствапредполагает совместное участие воспитателей, специалистов, родителей, представителей общественных организаций,  Православной Церкви.
  • Принцип индивидуализации предполагает разработку на основе современных научных исследований и широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие;
  • Принцип дифференциации и интеграции предусматривает  целостность и единство всех подсистем  работы для решения следующих задач: развитие комплексного мировоззрения, чувства радости существования, т.е. психологическое здоровье, формирование начал личностного мировоззрения, базиса личностной культуры.
  • Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей, основанных на разумном сочетании информационно-репродуктивных и проблемно-поисковых методов.

Этапы реализации инновационного проекта.
Содержание работы на этапах.

  1. Подготовительный  этап(январь-апрель 2016 года)

Цель:  создание психолого-педагогических условий для обеспечения качественной   реализации инновационного проекта.

  • Выбор темы инновационного проекта.
  • Оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности.
  • Мотивация воспитателей на инновационную деятельность и создание группы участников проекта.
  • Изучение новинок литературы по теме проекта.
  • Получение консультаций у  консультанта проекта.
  • Разработка и оформление проекта «Внедрение модели  формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного  и   школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа». Подготовка программы реализации проекта.
  • Подготовка плана реализации проекта на 2016/17 учебный год.
  • Создание творческой группы участников проекта.

II. Организационно-подготовительный этап(май -сентябрь 2016 года)

  • Проведение обучающих семинаров для педагогов проекта.
  • Организационно-разъяснительная работа  с родителями (проведение родительского собрания). Ознакомление родителей с содержанием и задачами инновационного проекта, выявление социальных партнеров.
  • Издание приказа по дошкольному учреждению об инновационной деятельности, определяющего участников инновационной деятельности и функциональные обязанности.
  • Определение содержания и форм мониторинга и внутрисадового контроля, форм отчетности, анализа и оформления полученных результатов, форм коррекции, возможные риски и ограничения и путей их преодоления.

Диагностика:

  • уровней  воспитанности и личностного развития воспитанников, состояния их здоровья;
  • готовности методической и психологической служб учреждения дошкольного образования к организации и сопровождению инновационной деятельности;
  • степени включенности родителей в педагогический процесс и глубины понимания ими сущности  проекта.
  • анализ и оценка полученной информации.

III. Основной этап.Внедренческий(октябрь 2016 — май 2019 года)

Цель: реализация содержания инновационного проекта, практическое решение поставленных задач.

Реализация программы основного этапа работы.

  • Учёба и самообразование участников проекта. Проведение курсовой переподготовки педагогических работников по проблемам духовно-нравственного воспитания. Проведение индивидуальных консультаций по вопросам организации методического обеспечения воспитательной работы в учреждениях образования.
  • Внедрение программ постоянно действующих семинаров и лекториев по проблемам формирования личностной и социальной идентичности  у воспитанников для родителей.
  • Анализ достигнутых результатов и определение перспектив. Обобщение и описание опыта инновационной деятельности. Подготовка методических пособий для воспитателей дошкольного образования и промежуточного отчета. Публикации материалов о ходе реализации проекта.
  • Регулярное информирование участников проекта о ходе реализации проекта.
  • Проведение итогового среза воспитательной работы.
  • Фиксация педагогическими работниками  в дневниках хода инновационной деятельности и промежуточных результатов.
  • Информирование родителей о ходе и результатах реализации проекта.
  • Систематические отчеты о ходе реализации инновационного проекта на заседаниях педсоветов (два раза в год).
  • Укрепление научно-методической и материально-технической базы 
  • Коррекция и регулирование процессов. Стимулирование участников инновационной деятельности. Выявление наиболее эффективных приемов и механизмов организации инновационной деятельности. Организация обмена опытом. Ведение участниками инновационной деятельности педагогических дневников. Систематическая учеба (семинары, практикумы, рекомендации и т. д.) и самообразование по теме инновационной деятельности и по механизмам ее организации.

IV. Рефлексивно - обобщающий этап(май-июнь 2019года)

Цель: подведение итогов инновационной деятельности, анализ и обобщение результатов, разработка методических рекомендаций педагогическим работникам  по созданию необходимых условий для внедрения модели формирования личностной и социальной идентичности  детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа.

  • Анализ проделанной работы по реализации проекта.
  • Формирование банка методических разработок по формированию личностной и нравственной самоидентификации на православных традициях и ценностях белорусского народа.
  • Мониторинг влияния реализации проекта на духовно-нравственное развитие воспитанников. Обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами. Итоговый анализ результатов инновационной деятельности, формулирование выводов.
  • Составление отчетов участниками инновационной деятельности и аналитической справки. Описание опыта и оформление материалов.Презентация опыта и результатов инновационной деятельности в своем коллективе.
  • Подготовка методических рекомендаций по внедрению опыта инновационной деятельности в широкую педагогическую практику и их последующая апробация. Публикации о результатах работы, тиражирование опыта.
  • Подготовка общего аналитического отчета.

Формы предоставления результатов инновационной деятельности:

  • Отчеты о процессе и результатах по завершении каждого этапа инновационной деятельности на заседаниях педагогического совета, родительских собраниях.
  • Творческий отчет участников проекта по окончании инновационной деятельности перед педагогическим коллективом дошкольного учреждения.

Возможные затруднения:

  • напряженный ритм работы, который может обусловить недостаток времени для занятий инновационной работой.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ.

Для работы по реализации  инновационного проекта используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

 Наглядно-действенный метод используется во время:

  •  чтения педагогом художественной литературы;
  •  наблюдений;
  •  показа сказок (педагогом, детьми);
  •  рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  •  воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
  •  экскурсий по городу, целевых прогулок;
  •  проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  •  чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями;
  •  бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  •  чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
  •  ответов на вопросы педагога, детей;
  •  проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  •  сообщения дополнительного материала воспитателем;
  •  загадывания загадок;
  •  рассматривания наглядного материала;
  •  рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  •  разбора житейских ситуаций;
  •  рассказов детей о своих впечатлениях;
  •  проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический метод используется, когда необходимо:

  •  организовать продуктивную деятельность;
  •  провести игры: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.;
  •  оформить коллекцию для кружка;
  •  изготовить, сшить кукол к сказкам;
  •  организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  •  провести экскурсии различной направленности;
  •  организовать вечера с родителями, для родителей;
  •  изготовить с детьми наглядные пособия;
  •  организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел и т.д.)
 

Календарный план работы по реализации инновационного проекта

на 2016-2017 учебный год.

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.

Создание Совета по инноватике, распределение функциональных обязанностей  между участниками инновационной  деятельности

Август 2016г.

Заведующий УО 

2.

Изучение педагогами проекта и содержания его методического обеспечения

Август 2016г.

Заместитель заведующего по основной деятельности, педагоги

3.

Создание рабочих материалов проекта, определение их эффективности и целесообразности

До 15 сентября

Воспитатели дошкольного учреждения, музыкальный руководитель

4.

Проведение инструктивно-методического совещания по нормативно-правовой базе взаимодействия учреждений образования и Церкви

Сентябрь 2016г.

Заведующий УО 

5.

Создание комплекса условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих эффективность и качество внедрения модели.

Сентябрь-Ноябрь 2016

Заведующий

Заместитель заведующего по ОД,

Педагоги

6.

Документальное оформление инновационной деятельности

Сентябрь 2016

Заместитель заведующего поОД

7.

Проведение цикла игровых занятий  с детьми, направленных на формирования позитивного мировосприятия

Сентябрь 2016-

Май 2017

Заместитель заведующего по ОД, педагоги, представители церкви

 8.

Организация обучения родителей (на групповых консультациях, на родительских собраниях, через информационные стенды и печатные издания) распознанию симптомов суицидального поведения у детей, навыкам эффективного взаимодействия в ситуации кризиса. Встреча с психотерапевтами, наркологами.

Сентябрь 2014-

Май 2015

Заведующий УО,  заместитель заведующего по основной деятельности, представители церкви, педагоги

9.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с семьями, воспитывающими детей на православных традициях».

Сентябрь 2016

Заведующий

10.

Консультирование педагогов по работе в инновационный период

Еженедельно: пятница,

Заместитель заведующего  по основной деятельности

12.

Презентация учебно-методических пособий по   теме: «Особенности планирования продуктивных видов деятельности по формированию представлений о православных традициях белорусского народа»

Сентябрь-Октябрь 2016.

Заместитель заведующего  по основной деятельности

13.

Педагогическая гостиная «Наша история  – путь в будущее».

Октябрь 2016

Представитель Церкви

14.

Консультация для педагогов «Приобщение детей к празднованию основных праздничных дат государства; знакомство с православными праздниками».

Ноябрь

2016

Воспитатели, музыкальный руководитель

15.

Проведение цикла игровых занятий  с воспитанниками, направленных на формирования личностной и социальной идентификации

Декабрь 2016

Воспитатели

16.

Праздник «Рождественская звезда»  с участием представителей Церкви

Январь 2017

Музыкальный руководитель

17.

Выставка поделок «Волшебство на Рождество», «Пасхальные сувениры».

Декабрь 2016

Апрель 2017

Зам. зав. по ОД

Педагоги

18.

Выставки: «Лучше папы друга нет»;

Выставки совместного творчества: «Яблочный спас»

Февраль 2017

         Август 2017

Воспитатели

19.

Консультация для педагогов «Театрально-игровая деятельность в ходе ознакомления с православными традициями».

Март

2017

Музыкальный руководитель

20.

Пополнение картотеки конспектов занятий.

2016-2017

Заместитель заведующего по ОД, Педагоги

21.

Открытые просмотры мероприятий по ознакомлению с православными традициями бело-русского народа посредством включения в художественно-продуктивные виды деятельности.

2016-2017

Заместитель заведующего поОД,Педагоги

22.

Пасхальный фестиваль. Праздники, концерты, выставки декоративно-прикладного искусства, акции «Милосердие»

Апрель-Май 2017г

Заместитель заведующего  по основной деятельности,  воспитатели, родители.

23.

Конкурс рисунков «Радуга победы» по стихам и песням военных лет

Май 2017

Воспитатели дошкольного образования

24.

Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме инноватики, включая электронные носители в Интернет

Май 2017

Воспитатели ,  зам. заведующего по ОД методисты РУМК

25.

Создание методического комплекса инноватики: перспективные планы, методические рекомендации, дидактические пособия и т. д.

Май 2017

Заместитель заведующего по основной деятельности педагог-психолог.

 

11. Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности по внедрению формирования модели личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа.

Для определения эффективности инновационной деятельности  в аспекте ее влияния на становление личности и социальных отношений детей определены следующие критерии и показатели:

Критерии

Показатели

ВОСПИТАННИКИ

Личностное развитие

  • преобладание созидательной направленности личности;
  • приоритет нравственных мотивов в мотивационно-потребностной сфере ребенка;
  • положительные личностные черты: честность, правдивость, отзывчивость, доброта, гуманность;

Воспитанность

  • миролюбивое отношение к сверстникам, педагогам, членам семьи и окружающим;
  • проявление внимания и заботы о своих близких,  других людях;
  • стремление оказать помощь друзьям и близким, попавшим в затруднительное положение;

Обученность

  • представление об общечеловеческих ценностях как основе социальной жизни;
  • знание социально одобряемых норм и правил взаимодействия с людьми;
  • представление о гражданственности, патриотизме, семейном долге, о нравственных основах и этике взаимоотношений мальчиков и девочек, младших и старших;

Поведение

  • соответствие поведения, общения социально-одобряемым требованиям;

владение конструктивными способами предупреждения и разрешения конфликтов.

Инновационная компетентность

- личностные достижения педагогов

Состояние здоровья, уровень комфортности воспитанников

Снижение уровня тревожности

Предполагается использование различных методов психолого-педагогической диагностики состояния нравственной воспитанности дошкольников и школьников, для уменьшения разрыва между знаниями детей о морали и их поведением.

12. Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационный проект

1. ГУО «Обольская средняя школа имени Героя Советского Союза З.М. Портновой Шумилинского района» Витебской области;

2. ГУО «Ясли-сад № 39 г.Витебска»;

3. ГУО «Средняя школа № 30 г.Гомеля»;

4. ГУО «Ясли-сад № 22 г.Гомеля»

5. ГУО «Ясли-сад № 73 г.Гомеля»

6. ГУО «Ясли-сад № 111 г.Гомеля»;

7. ГУО «Ясли-сад № 150 г.Гомеля»

8. ГУО «Санаторный ясли-сад № 153 г.Гомеля»;

9. ГУО «Ясли-сад № 170 г.Гомеля»;

10. ГУО «Даниловичскийдетский сад-начальная школа» Гомельской области;

11. ГУО «Ясли-сад № 3 г.Ветки» Гомельской области;

12. ГУО «Сыродский детский сад» Гомельской области»;

13. ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г.Наровли» Гомельской области;

14. ГУО «Ясли-сад № 1 г.Ельска» Гомельской области.

15. ГУО «Ясли-сад № 7 г.Рогачева»Гомельской области;

ГУО «Средняя школа № 7 г.Рогачева»Гомельской области;

16. ГУО «Ясли-сад № 15 г.Калинковичи» Гомельской области;

17. ГУО «Гимназия г.Калинковичи»Гомельской области;

18. ГУО «Средняя школа № 20 г.Гродно»;

19. ГУО «Средняя школа № 26 г.Гродно»;

20. ГУО «Средняя школа № 38 г.Гродно»;

21. ГУО «Ясли-сад № 46 г.Гродно»;

22. ГУО «Ясли-сад № 69 г.Гродно»;

23. ГУО «Ясли-сад № 77 г.Гродно»;

24. ГУО «Ясли-сад № 102 г.Гродно»;

25. ГУО «Лунненский детский сад» Мостовского района Гродненской  области;

26. ГУО «Жировичскийясли-сад» Слонимского района Гродненской  области;

27. ГУО «Ясли-сад №  г.Новогрудок»;

28. ГУО «Ясли-сад № 2 г.Лиды»;

29. ГУО «Ясли-сад № 380 ОАО ”Управляющая компания холдинга ”ГОРИЗОНТ“» г. Минска;

30. ГУО «Ясли-сад № 4 ”Кораблик детства“ г.Несвижа“» Минской области;

31. ГУО «Средняя школа № 1 г.Несвижа» Минской области;

32. ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Несвижского района» Минской области;

33. ГУО «Учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа № 24 г.Борисова» Минской области;

34. ГУО «Зембинская средняя школа» Минской области;

35. ГУО «Ясли-сад № 19 г.Жодино» Минской области;

36. ГУО «Жодинский детский дом» Минской области;

37. ГУО «Средняя школа № 9 г.Жодино»Минской области;

38. ГУО «Средняя школа № 3 г.Любани» Минской области;

39. ГУО «Средняя школа № 2 г.Копыля имени Тишки Гартного“» Минской области;

40. ГУО «Демидовичский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа» Дзержинского района Минской области

13. Кадровое обеспечение инновационного проекта

Ф. И. О.

Занимаемая должность

Функция в проекте

 Радкевич Людмила Борисовна

Заведующий учреждения образования

Руководство проектом

 Слуцкая Татьяна     Валентиновна

Заместитель заведующего по основной деятельности

Методическое обеспечение, анализ

Кудин Оксана Владимировна

Музыкальный руководитель 

Организация праздников в группах

Костюкова Ирина Владимировна

Воспитатель дошкольного образования 

Организация инновационной работы  с родителями

Турмович Валентина Николаевна

Воспитатель

дошкольного образования 

Организация инновационной работы в  старшей группе

14. Учебно – нормативное и учебно-методическое обеспечение

  • Конвенция о правах ребенка
  • Закон Рэспублікі Беларусь “Аб правах дзіцяці”. – 1993г
  • Закон Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О правах ребенка”// Настаўніцкая газета – 2001. – 24 сакавіка – С.3
  • Канцэпцыя выхавання ў нацыянальнай школе Беларусi. – Мн.: НІА, 1993 – 15с.
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2015 № 82 «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи»;
  • Кодекс Республики Беларусь об образовании 2010 г;
  • Азаров Ю.П. Семейная педагогика. 238с. 
  • Богословская В.С. Школа и семья: Конструктивный диалог: Учебн-метод. пособие.- Мн.: Універсітэцкае, 1998. – 88с.
  • Гавриловец К.В. Ценность родительской педагогики. – Мн.: МГПИ, 1989. -25с.
  • Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: Теория и практика. – Мн.: АПО,2001. – 332 с.
  • Кадол Ф.В. Воспитательная и управленческая системы современной школы. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2010. – 231 с.
  • Лаптенок С.Д. Нравственная сущность семейно-брачных отношений. – М.: Знание, 1990. – 48
  • Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. – Мозырь: Белый Ветер, 2003. – 291 с.
  • Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Мн.: Университетское, 2000.- 158с. 
  • Батурин, Н. А. Циринг, Д.А. Методика диагностики атрибутивного стиля у детей//Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов/под ред. Н.А.Батурина. – Челябинск: Изд – во ЮУрГУ, 2002. – Том 2. – С.105-116.
  • Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. М.:Педагогика. -  1968. – 464 с.
  • Гордеева, Т. О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала /Т.О.Гордеева//Психологическая диагностика. – 2007. - № 1. – С. 32 – 37.
  • Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива/Я. Л. Коломинский. Минск: Народная асвета. -  1984. -  238 с.
  • Муздыбаев, К. В. Оптимизм и пессимизм личности /К. В. Муздыбаев //Социология культуры. – 2003. – С.87 – 96.
  • Селингман, М. Э. Как научиться оптимизму /М. Э. Селингман. М.:Вече,1997. – 145 с.
  • Финькевич, Л.В. Психологическое здоровье дошкольника в контексте его мировосприятия /Л.В.Финькевич //Ценности современного образования в интересах личности, общества, государства: сб. науч. статей 13 Международной научно-практической конференции (3-5 апреля 2013 г.). – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И.Канта, 2013. – С. 164-168.
  • Финькевич, Л.В. К вопросу социально-психологических факторов здоровьесберегающей системы дошкольного учреждения / Л.В.Финькевич //Вестник Института развития ребёнка. Выпуск 17. – Киев, 2011. – С. 228-233.
  • Эльконин,  Д. Б. Развитие личности ребёнка-дошкольника /Д. Б. Эльконин.  Избр. психол. труды. – Москва: Педагогика, 1989. – 134 с.

В ходе реализации инновационного проекта воспитательная работа ведется на основе следующих методических рекомендаций и программ:

1) Л.В. Финькевич, А.В. Бройко, Н.В. Тимошенко, А.А. Петрикевич(Под ред. А.В. Бройко, А.А. Петрикевич)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ духовно-нравственного воспитаниядошкольниковна православных традицияхбелорусского народа (для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования).

Рекомендовано Координационным советом Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви по вопросам сотрудничества.

2) А.В Бройко, М.И. Далецкая, Т.Е. Сергеенко, В.В. Чечет (под ред. А.В. Бройко)

Основы православной культуры: Учебная программа факультативных занятий для V-IX классов учреждений общего среднего образования.

3) Бройко А.В, Николаева Т.О., Суханова А.М., Трубач М.Н. (под ред. А.В. Бройко)

Основы православной культуры: КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ. Православный народный календарь.  Учебная программа факультативных занятий для V классов учреждений общего среднего образования.

4) Бройко А.В, Николаева Т.О., Суханова А.М., Трубач М.Н. (под ред. А.В. Бройко)

Основы православной культуры:ПОДВИГ СВЯТОСТИ И БЛАГОЧЕСТИЯ в судьбе белорусского народа.  Учебная программа факультативных занятий для VI классов учреждений общего среднего образования.

5) А.В Бройко, М.И. Далецкая, Л.Н. Лапенок, Т.Е. Сергеенко, В.В. Чечет (под ред. А.В. Бройко)

Основы православной культуры: Учебная программа факультативных занятий для XXI классов учреждений общего среднего образования.

II. Учебно-методический комплекс Основы православной культуры: факультативные занятия для I-IV классов учреждений общего среднего образования.

В соответствии с Программой сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2011 – 2014 гг. президиум Научно-методического совета при Министерстве образования Республики Беларусь утвердил Учебно-методический комплекс для проведения факультативных занятий «Основы православной культуры» в I-IV классах учреждений общего среднего образования (протокол № 1 от 13.01.2015 г.). Рекомендовано к публикации Издательским советом Белорусской Православной Церкви ИС Б15-507-0272

Настоящий комплекс включает:

1) А.В Бройко, Г.А. Лаврецкий, Т.О. Николаева, А.М. Суханова, В.И. Писаренко, Л.В. Финькевич, В.В. Чечет (под ред. А.В. Бройко, И.М. Стремок ).

Основы православной культуры: Учебная программа факультативных занятий для I-IV классов учреждений общего среднего образования (на русском и белорусском языках).

2) Л.В. Финькевич, А.В. Бройко, Т.Е. Сергеенко, Н.В. Тимошенко, В. В. Чечет (под ред. А.В. Бройко, Н.В. Тимошенко).

Духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа: Пособие для педагогов.

3) Ю.А. Аленишко, А.В Бройко, В.С. Вятский, М.Н. Сорокун (под ред. А.В. Бройко, В.С. Вятский).

Основы православной культуры: Факультативные занятия для I-IV классов учреждений общего среднего образования: Рабочая тетрадь для учащихся 1 - 4 классы.

4) А.В. Бройко, Т.Е. Сергеенко, Н.В. Тимошенко.

Электронное средство обучения «Дидактический материал для учителей и учащихся по Учебной программе факультативных занятий «Основы православной культуры» для I-IV классов учреждений общего среднего образования.

При планировании и организации инновационной работы участники инновационного проекта руководствуются

Соглашением о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом от 20 сентября 1994 года,

ПОЛОЖЕНИЕМ о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся (УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 24.06.2011 № 838),

инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.1995 № 21-12/799 «Об отношении к религиозной деятельности зарубежных миссионеров в государственных учебно-воспитательных учреждениях»,

от 06.06.96 № 12-13/16 «Об организации религиозными общинами детских оздоровительных лагерей»,

от 16.09.1997 № 12-3/363 «Об отношении государственных учебно-воспитательных учреждений к религиозному обучению и воспитанию учащихся»,

от 14.06.1999 № 12-4/566 «О взаимоотношениях государственных учебно-воспитательных учреждений с религиозными организациями и противодействии деструктивным сектам в учреждениях образования Республики Беларусь»,

от 23.08.2000 № 12-4/414 «Рекомендации по организации воспитательной работы»,

от 14.12.2000 № 20-12/264 «О дифференцированном подходе к сотрудничеству с традиционными для республики конфессиями»,

постановлением коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Государственного комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь от 6.03.2000 г. № 4/4 «О духовно-нравственном воспитании и преодолении влияния деструктивных сект и организаций на учащуюся и студенческую молодежь»,

от 09.09.2005 г. № 21-12/193 – 2«О порядке, условиях, содержании и формах сотрудничества органов управления образованием и учреждений образования Республики Беларусь со структурами Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитательной и образовательной деятельности».

      15. Материально-техническое обеспечение

Для  управления инновационным процессом     и  реализации программы по духовно-нравственному воспитанию  в учреждении образования создана соответствующая материально-техническая база:

Учреждение образования размещается в двухэтажном здании. В детском саду  функционируют 6 групп, из них – 4 санаторные. Кроме того,  есть  методический кабинет,  ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, музыкально-спортивный зал, кабинет  педагога-психолога. На территории детского сада оборудована спортивная площадка. В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для работы кружков.

      Информационные ресурсы:

      Ресурсы  информационного пространства включают:

  • Выход в ИНТЕРНЕТ; 
  • сайт;
  • электронную почту  
  • методический кабинет, содержащий научно-методические разработки и информационные материалы по вопросам организации методической работы с педагогическими кадрами, информатизации образования;
  • компьютерную технику (лазерный принтер/ 3 компьютера), программные продукты для обеспечения эффективной деятельности педагогов.

    Технологические ресурсы:

    Информационный банк по духовно-нравственному воспитанию младших школьников:

    - музыка, ноты, стихи

    - фотоиллюстрации

    - разработки занятий

    - сценарии праздничных мероприятий

    - перспективные и календарные планы работы по духовно-нравственному воспитанию

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.