Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Зачем ребёнку родители

Дата: 24 сентября 2014 в 10:35

консультация для родителей

ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ РОДИТЕЛИ?

При всем многообразии вариантов на этот вопрос ответ, конечно же, будет один — для любви. Личность дошколь­ника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки — самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит благополучие семейного климата.

В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребенка отличается спокойствием, отсутствием серьезных нервно-психических перегрузок, ребенок уве­рен в себе и чувствует поддержку и понимание близких, его при­нимают таким, каков он есть. Родители таких детей нечасто об­ращаются к психологам по проблемам отклонений в поведении, конфликтам и трудностям в общении. Зато нередко они приходят на консультации по вопросам раскрытия способностей детей и их одаренности. Надо признать, что реальное воплощение таких отно­шений в семье скорее исключение, чем норма.

Чаще встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряженностью, ребенок невротизируется, испытывает психоэмоци­ональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим. В психо­логии есть очень четкое высказывание: «Невроз ребенка — это невроз семьи».

Родителям будет полезно знать признаки дисгармоничных ти­пов семейного воспитания. Даже этого будет достаточно, чтобы осмыслить и изменить некоторые подходы к созданию благоприят­ной атмосферы развития эмоционального мира вашего ребенка.

Гипоопекающий тип воспитания — взаимоотношения в семье складываются по схеме эмоционального неприятия ребенка в семье. Ему уделяется недостаточно внимания и заботы, у ребенка не формируется чувство привязанности к родителям, отсутствует тепло­та и доверительность. Нередко это случается, когда ребенок неже­ланный, несвоевременный, в неблагополучных семьях, когда родите­ли не задумываются, есть ли у них право иметь в данный момент малыша, за которого они несут полную ответственность.

Неприятие может быть обусловлено индивидуально-личностными особенностями ребенка: не тот темперамент, своеобразие характера, раздражаю­щие привычки. Бессознательно подобный тип воспитания укореняется в семьях, где родился ребенок не того пола, который плани­ровался. Тогда родители просто не видят в нем его естественные черты, а как бы навязывают привычки и черты того пола, который ожидали. Ребенок воспринимает подобное отношение как неприя­тие себя таким, какой есть, формируется чувство вины перед родителями, снижается самооценка, ребенок склонен ощущать чув­ство одиночества и отверженности. Впоследствии у детей, воспиты­ваемых по типу гипоопеки, искажается адекватное представление об окружающем. Мир может восприниматься враждебно, формиру­ются агрессивные и недоброжелательные взаимоотношения с ним. В противоположном случае ребенок может, как улитка, закрыться в себе, стать запуганным и недоверчивым, безмолвно копить в себе обиды, тревогу, злость на всех, перестать радоваться и превратится в унылого пессимиста.

Подобные негативные эмоционально-личностные последствия мо­гут проявиться и тогда, когда ребенок появляется на свет в целях сохранения увядающего брака, словно ему отводится функция «це­мента». Время идет, брак не стабилизируется, внутрисемейные отно­шения усугубляются, а ребенок, несмотря на свое предназначение, как бы не выполняет своей задачи. Его и любить-то в принципе не за что. Родительское недовольство своей совместной жизнью подсознательно переносится на ребенка. В нем видят кучу недо­статков, часто ругают, наказывают, предъявляют непомерные требо­вания. Чувство вины и собственной неполноценности ввергают ре­бенка в атмосферу социального несоответствия и несостоятельности, неуверенности в своих силах, снижают мотивацию на достижение жизненных успехов. Растет неудачник, запрограммированный родите­лями на постоянные разочарования и ошибки. Жаль!

Росс Кэмпбелл в книге «Как справиться с гневом ребенка» выделяет особо укоренившийся во многих американских семьях тип «командная цепочка», который по сути является разновидностью гипоопеки и во многом определяет рост агрессии у детей. В некоторых семьях он встречается и у нас. Семья стремится к организованности и дисциплине. Как в армии или деловой органи­зации есть командующий, так и в семье отец — главное ответ­ственное лицо. Заботясь о материальном благополучии всей семьи, много работая, он использует командные отношения со всеми, находящимися ниже по семейной «цепочке», требует беспрекослов­ного выполнения своих обращений и  полного подчинения своим словам. Ему принадлежит право «казнить или миловать», его при­казы и поступки никем не должны обсуждаться. Подобные отно­шения полностью обесцвечивают личности всех членов семьи, ис­ключают атмосферу сотрудничества, поддержки, взаимопонимания и помощи. Отец (в некоторых случаях это может быть и мать) полностью берет ответственность на себя, и ребенок практически лишен возможности реализовать свои возможности, способности, потребности и желания. Как маленький робот, он становится испол­нителем воли старшего, но при этом копится недовольство и внут­реннее сопротивление подавлению своей личности. Часто в этих семьях существует запрет на разрядку своих чувств. Все это при­водит к накоплению негативных эмоций, и, как следствие, выплеску их через агрессию и социально неприемлемые формы снятия эмо­ционального напряжения. Ребенок растет озлобленным, недоверчи­вым, с заниженной самооценкой и стойким отторжением восприятия чувств других людей.

В некоторых, особенно молодых, семьях наблюдается тенден­ция к «демократизации» методов воспитания, предоставление ре­бенку  безграничных свобод в выборе потребностей и желаний, поведения и взаимоотношений. «Что хочешь, то и делай...», «С кем решил, с тем и общайся...», «Ты сам все можешь...». Неплохие установки, но важно понимать, что в дошкольном возрасте ребенок не может полностью представлять себе последствия своего поведе­ния, а родители, прикрываясь модными лозунгами свобод, просто-напросто перекладывают собственную ответственность на еще не сформированную волю и самосознание ребенка. «У меня не ребенок, а золото, — рассказывает папа, —встает сам, надевает что хочет, ест что хочет, на компьютере один играет, в своих пробле­мах сам разбирается». Не правда ли, зачем такому малышу роди­тели? По сути это просто отрицание своего участия в воспитании, освобождение от родительских забот и переживаний, нежелание или невозможность уделять ребенку свое драгоценное время, ду­шевное тепло, нежность, недоразвитие у родителей чувства привя­занности к ребенку. Не раз приходилось видеть на родительских собраниях подобных мам и пап, которые с гордостью рассказы­вали о своих суперсамостоятельных детях, призывая озабоченных какими-то детскими проблемами родителей: «Делай как я!». Одна­ко со временем они же и удивлялись, почему же их рано повзрос­левший ребенок скрытен, лжив, не общается с родителями, душев­но черств, не интересуется другими людьми, не понимает их.

Противоположным гипоопеке является гиперопекающий тип семейного воспитания — взаимоотношения, при которых родители проявляют чрезмерную заботу о ребенке, всячески стремятся сами адаптировать его к социальному окружению по собственным правилам. Нередко их ожидания ориентированы на очень высокие жизненные достижения, но при этом не учитываются закономерности развития детской психики и эмоционально-личностные особенности ребенка.

Например, подобное воспитание осуществляется в семьях, где отношения между супругами дали трещину и ребёнок становится единственным, что скрепляет семью. Забота о нем становится единственной силой, способной сохранить семью и удержать роди­телей друг с другом. Свои нереализованные чувства они переносят на ребенка как компенсацию за свою недолюбленность. Во имя ребенка они идут на самоотречение, он становится центром семьи. Ребенку многое прощается, все его поступки высоко оцениваются, щедро поощряются, ничто не подвергается критике, беспрекословно удовлетворяются желания и капризы, преувеличиваются способности и достоинства. Оберегая от неизбежных жизненных трудностей, родители тем самым лишают ребенка воли, самостоятельности, по­веденческой гибкости, самокритичности. Со временем дети утрачи­вают способность быть активными, инициативными, привыкают без­дельничать, требовать, повелевать. Формирование завышенной само­оценки — естественный результат подобного типа воспитания. Столкнувшись с внешним миром, общаясь со сверстниками и не получая повышенного внимания и всеобщего одобрения, подобные дети серьезно переживают, испытывая недостаток в любви. Требуя признания ценности своей личности, дети конфликтуют, доказывая свою уникальность, враждебно и обвиняюще относятся к окружаю­щим. Часто они даже не осознают, что неадекватно себя оцени­вают, и в будущем такого ребенка может ждать трагедия неприз­нанной посредственности.

Часто при гиперсоциализированной опеке родители искренне хотят воспитать самого умного, самого талантливого, «самого-самого» ре­бенка. (А ведь безусловная родительская любовь — это когда ребен­ка любят не за то, какой он, а за то, что он есть.) Родители нередко желают, чтобы их ребенок был «не хуже их», либо достиг большего. Главной установкой, обращенной к ребенку (не обязательно произно­симой вслух), становится следующая: «Ты должен делать то, что нам надо, только при этом мы будем любить тебя!» Ничего себе установочка! Методами воспитания при этом выбираются требовательность, суперконтроль, бесконечное оценивание и сравнение с другими. Стара­ясь ухватить кусочки родительской любви, ребенок хронически боится неуспеха, сомневается в своих способностях, прикладывает неимовер­ные психические затрать, чтобы оправдать родительские ожидания. Изо всех своих еще не сформировавшихся психоэмоциональных сил он старается соответствовать родительскому идеалу. Но это, естественно, получается не всегда. Возникает чувство разочарования в себе, неосоз­нанная вина, повышенная тревожность, вызванная ощущением своего несовершенства. Нередко стремление сделать из своего ребенка гения приводит к серьезным нервным срывам и у родителей и у детей. Обращение к психологу поможет родителям сформировать адекватное представление о реальных способностях и возможностях ребенка и привести методы его воспитания в соответствие с его психологически­ми особенностями.

Другим видом гиперопеки является воспитание по типу: «Ты ничего никому  не должен. Мы очень тебя любим и все за тебя сделаем». В подобной семье принцип «Корми младенца, когда просит» может растянуться на десятилетия. В семье воспитывается божество, интересам и потребностям которого посвящаются жизни родителей. У него много нянек, в детском саду ему не место. С ребенком много занимаются, он рано начинает читать, считать, испытывает нежность, трогательную заботу близких, не делает лишних движений, неодобряемых поступков. Им восхищаются, его превозно­сят, им позволяют любоваться окружающим людям. Наступает неотвратимый момент поступления ребенка в школу, и тогда искажен­ная картина действительности и себя в ней разлетается в сознании и   чувствах   ребенка   на   мелкие   части.   Элементарные   жизненные ситуации, требующие приложения воли и усилий, обычные пробле­мы   в  общении, со  сверстниками   и   педагогами   превращаются  для ребенка в трагедию, становятся стрессогенными.  Ребенок жалуется на детей, учителей, ябедничает, добивается собственной справедли­вости, расстраивается, капризничает и упрямится, а нередко и требует, угрожает, дерется. Бедный   «ангел» нервничает, боится людей, любой ценой стремится избегать неприятные для него ситуации,  вплоть до противопоставления   себя   другим,   ожесточается,   превращается   в непонятого  гения.   Конечно, для  ребенка  все это  —   непосильные эмоциональные переживания. Часто из маленьких кумиров вырастают большие тираны,   не  оценившие  безоговорочную  родительскую лю­бовь и сверхзаботу, враждебно относящиеся ко всем окружающим. Травмирующим эмоциональное развитие и психику дошкольника является контрастное воспитание. Для ребенка родители  — самые важные на  свете люди, какими бы они ни были. Но иногда между мамой и папой возникают разногласия, и они начинают соревноваться между собой, кто в семье голова, воспитывая ребенка совершенно противоположными методами: мама говорит «можно», папа — «нельзя», мама жалеет, а папа наказывает и т.д. Понятно, что ребенок, одина­ково любящий и маму и папу, попадает постоянно в ситуацию выбора, которая предполагает принятие одного родителя и отвержение дру­гого. Родители, следуя духу соревновательности, меняют свои позиции: то один добрый, то другой, Ребенок, не в силах выработать какую-либо четкую поведенческую линию, вынужден постоянно подстраивать­ся то под одного родителя, то под другого, лавировать, ценой отказа от собственных чувств приспосабливаясь изворачиваясь, постоянно страшась ситуации выбора. Живя в атмосфере хронического эмоцио­нального напряжения, ребенок копит обиду на обоих родителей, его собственное «Я» как бы «разрывается» на части, он не чувствует собственной целостности и уверенности в себе.

Похожий тип невротизации ребенка складывается в семьях, где есть конфликт между снохой и свекровью, бабушкой или дедушкой и родителями ребенка.

Психологи рассматривают нарушения в стиле воспитания ребен­ка как наиболее важные факторы в возникновении отклонений в психоэмоциональном развитии детей.

Нелишним будет посоветовать родителям проанализировать свои методы  взаимодействия с ребенком, выявить ошибки и исправить их как можно быстрее.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.